Аннотация к образовательной программе социально-педагогической направленности «Школа успеха».

Срок реализации: 2 года.

Возраст обучающихся: 12-17 лет.

Выявление и поддержка социальной одаренности детей. Развитие лидерских качеств у подростков.

«Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».

Лорд Слим

Для того, чтобы подростки смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижении того уровня зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. Таким образом, организация помощи среди взрослых связана с выдвижением задач подготовки организаторов коллективной деятельности. В настоящее время решение этой задачи возможно, в том числе через систему детских общественных объединений, органов школьного самоуправления для того, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического характера.

При составлении данной программы учитывался следующий опыт работы:
  • Авторская образовательная программа «Школа Лидера», автор – педагогический коллектив школы №24 г. Пскова.
  • Авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко.

При составлении программы «Школа успеха» использованы теоретические и практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.

Образовательная программа «Школа успеха» предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:
  • «введение» в мир познания истоков, истории малой Родины и игрового пространства (первый год обучения),
  • «переход» в мир формирования личностных качеств; погружение» в мир общения, общественной жизни (второй год обучения).

Содержание программы составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения.

Главная цель программы: создание условий для приобретения практического опыта взаимодействия и реализации творческого потенциала личности и коллектива.

Формирование активной позиции – это формирование позитивного отношения к жизни, развитие способности рефлектировать, умении организовывать людей, навыков решения проблем с помощью единомышленников. Зарайская районная детская общественная организация «Радуга» и Детский Парламент, созданный как раз для обучения лидерству, являются школой общественной жизни, так как деятельность этих детских и подростковых структур даёт реальную возможность их участнику научиться выбору, сформировать свой интерес, приобрести необходимые для дальнейшей жизни в социуме качества, раскрыть себя. Однако задача лидерского образования в районной детской организации не может быть успешно решена при отсутствии подготовленных организаторов коллективной деятельности. Именно от них, в первую очередь, зависит расширение позитивного влияния на своих сверстников. Необходима долговременная, систематическая работа с теми учащимися, кто проявляет интерес к подобной деятельности. Программа помогает школьному активу в дальнейшем стать основанием для объединения форм активной внеурочной деятельности учащихся. 

Программа «Школа успеха» построена с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся 12-17 лет, членов районного детского органа власти и актива школьных детских объединений г.о Зарайск. Программа рассчитана на 2 года обучения с группой подростков (15-20 человек):
  • 1 год обучения: 2 раза в неделю по 4 часа (144 часа в год),
  • 2 год обучения: 3 раза в неделю по 6 часов (144 часа в год),

Образовательная программа «Школа успеха» состоит из 3 модулей. В первый модуль входит 7 блоков, во второй – 1 блок, в третий – 2 блока.

  • Модуль первый - «Лидерский» - направлен на развитие организаторских и лидерских способностей (дисциплина, инициатива, умение общаться, уметь свою точку зрения и аргументировать ее, высокое чувство ответственности, эмпатии, толерантности).Образовательная программа «Школа успеха» состоит из 3 модулей. В первый модуль входит 7 блоков, во второй – 1 блок, в третий – 2 блока.
  • Модуль второй – «Общественно-полезная деятельность в социуме» - направлен на формирование активной жизненной позиции, нравственных и гражданских качеств у старшеклассников, умения планировать свою деятельность и реализовывать проекты.
  • Модуль третий - «Психолого-диагностическое сопровождение» - направлен на диагностику психических процессов ребенка, отслеживание результатов динамики развития, анализ и сравнение. Планирование коррекционной психолого-педагогической деятельности с воспитанниками, использование игр-релаксаций, тренингов, способствующих успокоению и налаживанию психологического климата в группе.
Обучающиеся по данной программе подростки должны знать:
  • коммуникативную компетентность;
  • способы организаторской техники;
  • эффективность общения;
  • общие качества лидера;
  • эффективность группового взаимодействия;
  • организацию и проведение собраний;
  • методику проведения мероприятий.

К концу каждого этапа программы подросток должен быть способен оценить изменение своих качественных характеристик, осознать свои собственные возможности и интересы.